Денис Бережной

Школа пения
и аккомпанемента на гитаре

Таблицы тональностей
для подбора и транспонирования песен

2013.01.11

Сейчас существует несколько компьютерных программ для транспонирования (перевода тональности) песен. Юные певцы и гитаристы пользуются ими неохотно, и это неудивительно. Гитарный аккомпанемент не математическая наука. Бывает, что в песне в тональности Dm на пятой ступени лучше звучит A7, но в той же песне в тональности Am доминантсептаккорд в открытой позиции звучит или резко, или невнятно, или сбивает с вокального интонирования. Программа для транспонирования в этом случае не учтёт особенностей обращения аккорда и не предложит благозвучную доминанту E. Поэтому при транспонировании лучше не полагаться на программы, которые переводят механически, а думать самому. Так делают опытные музыканты, держа правила транспонирования в голове. Правила не сложны, усваиваем мы их на уроках, а запомнить их помогают несколько опорных сигналов, которые я здесь размещаю. Кстати, мне, учившемуся по методике своих земляков Виктора Фёдоровича Шаталова и Майи Семёновны Винокур, система опорных сигналов: схем, таблиц, графиков, эффективно помогает всю жизнь.

Также эти таблицы тональностей удобно использовать как для подбора песен по слуху, так и для написания собственных песен. Они помогают сориентироваться в тональности и тональных функциях, исключить из подбора ненужные аккорды. Выбирать потребуется не из многих тысяч аккордов, которые можно взять на гитаре, а только из семи основных. Конечно, речь идёт о несложной, популярной музыке. Вообще же в музыке возможно всё, и талантливый композитор постарается уйти от избитых последовательностей, выйти за рамки семи ступеней. Но пока чаще случается так, что чем больше количество слушателей у вокального произведения, тем меньше в нём аккордов. Тем не менее, даже наторелые музыканты хранят в памяти знания в виде таких структурированных таблиц.

МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
Am
A7
A
B7 (H7) C Dm
[D]
[D7]
E
Em
E7
F G
G7
Em
E
E7
F#7
F#
G Am
[A]
[A7]
B7 (H7)
Bm (Hm)
B (H)
C D
D7
Dm
D7
D
E
E7
F Gm
[G]
[G7]
A7
Am
A
Bb (B) C
C7
Bm (Hm)
B7 (H7)
B (H)
C#7 D Em
[E]
[E7]
F#
F#m
F#7
G A
A7
Распространённые последовательности аккордов:
t-s-d-t / t-d-t / II-d-t / III-VII / VII-III / Tdur-s / Tdur-s-VII-III-VI-s-d-t

dur – (от латинского durus) то же, что мажор

МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

I
T
тоника
II III IV
S
субдоминанта
V
D
доминанта
VI VII
C
C7
Dm
[D]
Em
E
F G
G7
Am
A
B7 (H7)
G
G7
Am
[A]
Bm (Hm)
B7 (H7)
C D
D7
Em
E
F#
F#7
F
F7
Gm
[G]
Am
A7
Bb (B) C
C7
Dm
D
E
E7
D
D7
Em
[E]
F#m
F#
G A7
A
Bm (Hm)
B (H)
C#
C#7
A
A7
Bm (Hm)
[B7] (H7)
C#m
C#7
D E
E7
F#m
F#
G#
G#7

Остальные тональности можно построить аналогично, с помощью следующей памятки.

Минорные гаммы строятся по принципу:
тон, полутон, два тона, полутон, два тона
1 — ½ — 1 — 1 — ½ — 1 — 1
Мажорные гаммы строятся по принципу:
тон, тон, полутон, три тона, полутон
1 — 1 — ½ — 1 — 1 — 1 — ½

Дубль-диезы и дубль-бемоли не использовать.

Пример: Построим тональность G#m

1. Пишем буквенные обозначения звуков. Вспомним последовательность нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, (кошка ехала в такси), и построим эту же последовательность, только от ноты соль (G) и по кругу: соль, ля, си, до, ре, ми, фа.

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
G A B (H) C D E F

2. Добавляем ладовые различия, по аналогии с уже известными нам минорными тональностями. Субдоминанта, как правило, минорная, но могут быть варианты. Доминанта может быть любая, но на первое место ставим пока мажорную. Тоника — понятно, что минорная, но может измениться — преобразоваться в мажор и сама стать доминантой к собственной субдоминанте. Остальные ступени мажорные, а II и VII часто могут быть септаккордами на основе мажора.

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
Gm
G
G7
A7 B (H) Cm
[C]
[C7]
D
Dm
D7
E F
F7

3. Пожалуй, самое трудное в вычислении — добавляем знаки альтерации. Для этого отсчитываем интервалы между звуками по принципу минорной гаммы: от соль-диез до ля — полутон, а должен быть тон — пишем ля-диез. От ля-диез до си — полутон, и должен быть полутон — оставляем си. От си до до — полутон, а должен быть тон — пишем до-диез, и т. д.

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
G#m
G#
G#7
A#7 B (H) C#m
[C#]
[C#7]
D#
D#m
D#7
E F#
F#7

Видеоиллюстрация:
Кому-то может показаться: ну зачем мне тональность G#m? Каподастр на 4-й лад и вся недолга. Ан нет! Вот вам, например, песня, начинающаяся в тональности C#m, которую тоже якобы можно было играть с каподастром на 4-м, но потом — бац! модуляция в Dm, и мы понимаем, что всё лучше звучит именно на открытых струнах. Поэтому при случае надо разбираться и в таких тональностях.

Бриндуша (Д. Бережний – М. Вінграновський)


Вычисление знаков тональности с помощью гамм понятно, наглядно и в результате более практично, чем вычисление по порядку появления диезов и бемолей. Знаете, почему? Мажорная и минорная гаммы всегда под рукой: вот До мажор, вот ля минор на вашей гитаре. Можно увидеть последовательность интервалов и построить аналогичные от любой ноты. Система же «фа-до-соль-ре-ля-ми-си», «последний диез на ноту ниже тоники» и т. д. требует большего запоминания правил, исключений к ним, непростых вычислений ключевых знаков минорных тональностей. Попробуйте, например, определить знаки альтерации в тональностях соль-бемоль минор или Соль-диез мажор. При вычислении с помощью гамм сразу видно, что эти тональности для записи не используются. Учитывая, что работать нужно с широким кругом самых разных людей, желающих петь и аккомпанировать, рассчитывать на запоминание ими множества правил не приходится. По этой же причине в таблицах тональностей я опустил некоторые обозначения, в частности, что III и VI ступени это медианта (m) и субмедианта (sm). А самые старательные и неленивые ученики, конечно, пойдут дальше и узнают, что…

Считается, что всего тональностей 24, а не 30, из-за энгармонического равенства (совпадения):
Энгармонически равные минорные тональности:
G#m = Abm, соль-диез минор и ля-бемоль минор
D#m = Ebm, ре-диез минор и ми-бемоль минор
A#m = Bbm (Bm), ля-диез минор и си-бемоль минор
Энгармонически равные мажорные тональности:
B (H) = Cb, Си мажор и До-бемоль мажор
F# = Gb, Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор
C# = Db, До-диез мажор и Ре-бемоль мажор
30 − 6 = 24

Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видеоуроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь:
Школа пения и аккомпанемента на гитаре
Смотрите также:
Гитара + Вокал. Учимся по Skype;
О «правильных» схемах аккордов;
Схемы аккордов для левшей;
Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно;
Коллекция гитарных боёв;
Схемы гитарных боёв;
Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры;
Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары;
Расположение нот на грифе гитары;
Как завершить песню красиво;
«Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов;
Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ;
Устройство гитары;
Мотивация без криков и оценок;
Из опыта работы с одарёнными учащимися;
О некоторых особенностях и отличиях школы;
Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики

© Денис Николаевич Бережной, denysberezhnyi.com.ua