Денис Бережной

Школа пения
и аккомпанемента на гитаре

О «правильных» схемах аккордов

2011.08.21

Проводя уроки по Skype, не нашёл хороших наглядных пособий. Все 90-е годы я использовал ручку и тетрадь. Знания возникали для ученика «из ничего», под рукой учителя на чистом листе бумаги. Это было лучше, чем увидеть готовую иллюстрацию, хотя и выглядело не так аккуратно. Теперь и в классическом, и в дистанционном обучении удобнее готовые рисунки и схемы. Поскольку таких, которые мне нужны, нигде не было, сделал сам. Они имеют характерные особенности и отличия, поэтому даю их здесь с пояснениями.

Первый урок игры на гитаре: Гриф и пальцы (схематические рисунки)

Общим приоритетом ко всем схемам я ставил краткость. Ничего лишнего. Не надо засорять голову ученику пока не нужными знаниями — остальное усвоится потом.

Басовые струны толще остальных, как в действительности, чтобы ученик сразу сориентировался и привык к перевёрнутому положению схем. Иногда ладовые порожки называют ладами. Чтобы не возникало путаницы, я разделил эти названия, кроме того, ладовые порожки у меня просто порожки. «Палец ближе к порожку, но не на нём». О нюансах сообщим ученику позже.

О том, что 4, 5, 6-я струны называются басами и почему, говорим сразу, о том, что остальные — это голоса или дисканты, потом. Информация о басах на этом этапе нужнее. Так же пока можно поступить с информацией о мизинце правой руки «e» или «c», и большом пальце левой «T». Любопытство удовлетворяем, но в схемы не вносим.

Обычный первый урок. Рисую смешную ладошку — пальчики-полукруги. «Это чья ладошка? Определим методом исключения. На мою (смотрю на свою ладонь) вроде не похожа, значит это твоя». Подписываю: «Левая рука Сонечки». Сонечка смеётся. «У нормальных людей на руке сколько пальцев?» — «Пять». — «А у гитаристов четыре. Ненормальные — музыку любят…»

При таком схематическом изображении рук, как на рисунке, хорошо видна и очерёдность пальцев левой руки и обозначения пальцев правой, которые можно запомнить одним словом pima.

Схемы аккордов: Am E Dm Em

Схемы аккордов — это именно схемы (или сетки), а не таблицы. Потому что словосочетание «таблица аккордов» встретится потом минимум дважды: в таблицах тональностей и таблице аппликатур. Кружочки с цифрами нарисованы именно там, где должен стоять палец, — то, чего я не нашёл в других схемах. Рядом с буквенным обозначением аккорда нотное название с учётом правила музыкальной теории: мажор с большой буквы, минор с маленькой. Потом так проще будет привязать латинскую букву к ноте, и наоборот. Кроме того, ученик сразу слышит музыкальные термины мажор-минор, с которыми будет иметь дело постоянно. Тем не менее, при работе над песней лучше произносить вслух буквенные обозначения из-за их краткости. Полное название говорить просто некогда.

Схемы аккордов: C G7 G

Система басов. В найденных мною схемах её нет, что меня абсолютно не устроило. Я обязательно указываю в схеме основной бас аккорда (белый кружочек или буква О — Основной) и дополнительный бас (доп.). Что касается последнего, иногда этот бас называют чередующимся, в англоязычной традиции — альтернативным (alternate bass, для англоязычных учеников я пишу alt., однако то, что для иностранца означает всего лишь «поочерёдный», в нашем случае имело бы неуместный оппозиционный оттенок), также иногда отмечают в этом качестве квинтовый тон аккорда. По-моему, чередующимся называть этот бас не совсем точно, т. к. и основной бас мы так же чередуем, он тоже является чередующимся. В то же время не всегда это именно квинтовый тон. Отдельное замечание о дополнительном басе в аккорде Am. Несмотря на то, что в песне при переходе с него на Dm (а равно с A на D и т. д.) правильнее было бы сыграть четвёртую струну, плавной линией баса нужно временно жертвовать ради упрощения. Выиграем мы чистоту звучания не прижатых неумелыми пальчиками струн и соблюдённый принцип плавной линии баса в связках со всеми другими аккордами. О системе басов не обязательно рассказывать на первом уроке, но вид басов на схемах первых аккордов не мешает.

Схемы аккордов: A7 A D

Если по поводу аппликатур некоторых аккордов сомнений не возникает, то другие могут вызывать вопросы. В аппликатурах я исходил из практичности, удобства, целесообразности. Например, желателен четвёртый палец в Dm, чтобы освободить третий для оригинальной линии баса. Трудно прижимать четвёртым? Берите пока 1, 2, 3-м. Категоричность я исключаю. Вы знаете, как играют профессионалы? В зависимости от произведения используют ту аппликатуру, которая подходит в данный момент, какой бы непривычной она ни была. Если понадобится, они и Am возьмут 2, 3, 4-м пальцами. Важно дать сразу простой вариант До мажора со свободным для мелодических линий мизинцем, но после усвоения выучить и полный, с более благозвучным чередованием басов. Аккорды A, A7, G — преимущественно так. Фа мажор сразу с баррэ (не на первом уроке). Если ученик уже в состоянии понять, объясняем, почему, с примерами. Потом он выучит и другие аппликатуры, необходимые для отдельных случаев, но чаще придётся аккомпанировать именно так. Аккорд D я считаю необходимым давать в двух вариантах, т. к. на практике оба равноправны, нужно использовать и тот и другой. Обычно на уроке я предлагаю ученику самому выбрать для начала удобный вариант. Ко второму он придёт позднее, конечно, если захочет сделать свой аккомпанемент разнообразным.

Схемы аккордов: D7 B7 (H7) F Bm (Hm)

И последнее. Вы уже слушали моих учеников? Вокально-гитарная педагогика мчится вперёд — сейчас нам удаётся достичь интересных результатов в короткий срок ещё и потому, что в начале обучения очень помогают упрощённые аккорды. В некоторых песнях F можно безболезненно для слуха заменить на F7+. Малышам, которым трудно сразу растянуть пальчики, я иногда позволяю брать Соль мажор одним мизинцем, да даже любым пальцем, не прижимая и не играя басовые струны. Обычно такая «вольность» продолжается не дольше одного урока, т. к. ученики сами слышат, что полный вариант звучит красивее, и пальцы привыкают. Но не страшно, если настоящий Соль мажор получится позднее. Главное, я не рекомендую заучивать полный аккорд G, используя первый палец для 5-й струны — это тупиковый путь для будущих мелодических линий в аккомпанементе. Иные аппликатуры G — только после этой¹. Настоящие низкие основные басы в упрощённых вариантах G и Bm (Hm) исчезают, на схемах рядом с ними крест. Основной тон аккорда оказывается на 3-й струне. Роль низкочастотной основы она играет нехорошо, пискляво, поэтому я и не указываю её как основной бас. Эти аккорды предназначены для ритмических рисунков без басов. Конечно, вы можете играть 3-ю струну на G и Bm (Hm) в качестве баса. Но если вы умеете играть с басами, возможно, вы справитесь и с полными аккордами?

Схемы упрощённых аккордов: G F7+ F Bm (Hm)

¹ Видеоиллюстрация: Правильно взятый аккорд Соль мажор (G) раскрывает возможности аккомпанемента.

Время (Д. Бережной – К. Рупасов)


Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видеоуроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь:
Школа пения и аккомпанемента на гитаре
Смотрите также:
Гитара + Вокал. Учимся по Skype;
Схемы аккордов для левшей;
Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно;
Коллекция гитарных боёв;
Схемы гитарных боёв;
Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен;
Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры;
Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары;
Расположение нот на грифе гитары;
Как завершить песню красиво;
«Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов;
Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ;
Устройство гитары;
Мотивация без криков и оценок;
Из опыта работы с одарёнными учащимися;
О некоторых особенностях и отличиях школы;
Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики

© Денис Николаевич Бережной, denysberezhnyi.com.ua